МНЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ | Специальный репортаж
У гражданской авиации России - тяжелые временаСмотреть в плейере
Смотреть в плейереСлушать
Смотреть в стандартном качествеСмотреть в низком качестве

У гражданской авиации России - тяжелые времена

Гражданская авиация России переживает нелегкие времена. Объем перевозок сократился на 15%, причем пассажиров отпугивает не только стоимость перелета, но и техническое состояние лайнера. Кто из нас, находясь на борту самолета, не задавался вопросом, а долетим ли до назначенной цели?

Парк воздушных судов российских авиалиний давно устарел. По данным Росстата, за 2008 год износ авиационной техники составил 57%. Могущественный авиапром, 20 лет назад дававший миру четверть гражданских самолетов, к 2000 году производил по 4 лайнера в год. Столько же Airbus и Boeing выпускают за неделю. Когда спрос на авиаперевозки вырос, отечественная промышленность не успела на него среагировать. В итоге парк российских авиакомпаний заполнили зарубежные машины, чаще всего с солидным «пробегом». И пока россиян возили на старых Боингах, а конструкторские бюро пытались снова встать на ноги, западный авиапром шагнул далеко вперед. Лайнеры стали легче, тише, да и топлива расходуют вдвое меньше.

Наши самолеты не выдерживают конкуренции. Очередной жертвой технического прогресса стал самолет ТУ-154. 15 ноября 2009 он приземлился навсегда. Авиакомпания «Россия» сняла ТУ-154 с полетов. В 2009 году конвейер Туполева заметно оживился, компания произвела вдвое больше самолетов, чем раньше. Только это все равно лишь 9 машин в год, практически штучное производство. А штучный товар, как известно, стоит дорого.

Чтобы стимулировать авиакомпании покупать отечественные самолеты, государство пытается ограничить импорт, повышая пошлины. Но эффективность этой меры вызывает большие сомнения. В итоге авиапарк все равно пополняется старыми иномарками, а издержки перевозчик закладывает в стоимость билета. И продолжаться так будет до тех пор, пока отечественные лайнеры не станут дешевле. А для этого необходимо массовое производство. Но если нет спроса, то нет и производства. Разорвать порочный круг может только государство. Для спасения авиапрома необходим крупный госзаказ. На разработку новых лайнеров только в 2009 году из казны выделено 80 миллиардов рублей. Три модели самолетов - ТУ-204 СМ, Сухой Суперджет 100 и Ан-148 - надежда всей авиационной промышленности. Аналитики уверены, что Сухой Суперджет 100, презентованный широкой публике в Жуковском на МАКС-2009, родился в нелегкие времена. Основной заказчик «Аэрофлот» фиксирует резкое падение продаж, а несколько недель назад компания уволила две тысячи сотрудников. Но даже в таких условиях руководство концерна «Сухой» строит грандиозные планы. В ближайшие 15 лет планируется построить 800 самолетов Суперджет 100. Из них половина – на экспорт.

На МАКС-2009 заключили один из первых крупных контрактов. Авиакомпания правительства Москвы «Атлант-Союз» приобрела у «Объединенной авиастроительной корпорации Гражданские самолеты» 30 авиалайнеров Ан-148 и 15 самолетов Ту-204 СМ. Сухой Суперджет 100 ни одного коммерческого рейса пока не совершил. В августе этого года в газете «Коммерсант» появилась информация, что первые пассажиры поднимутся на его борт уже 28 декабря. Говорили, что это будут рейсы Аэрофлота Москва-Челябинск и Москва-Астрахань. Однако сейчас на странице бронирования билетов авиакомпании на оба рейса заявлены другие самолеты. Дебют вновь отложен, но в авиации спешка неуместна. Ведь небо, как известно, ошибок не прощает.

Альянс Медиа ТВ. Москва
01.12.2009

]]>
]]>
Ваша оценка сюжета:
Общая оценка: 1